Послесловие
Бей первым! Яблоку негде было упасть в зале, где проходил открытый мастер-класс по крав-мага под руководством Антона Фарба - президента Федерации крав-мага Украины и автора видеоучебника "Принципы и техники крав-мага".
Для несведущих: крав-мага - это израильская система самозащиты и рукопашного боя - одна из лучших, если не лучшая в мире.
Создатель крав-мага Ими Лихтенфельд объединил в ней техники бокса, каратэ и джиу-джитсу, максимально упростив все приемы и подчинив их общим тактическим принципам. На сегодняшний день, это ведущая система рукопашного боя израильской армии и спецслужб. Вместе с тем, она привлекательна для новичков из-за своей простоты, доступности, и - самое главное - в силу очень прагматичного подхода к проблеме личной безопасности человека.
Один из лучших инструкторов по крав-мага Антон Фарб начал заниматься боевыми искусствами в 15 лет, является обладателем черного пояса по тэквондо. "Крав-мага, - сугубо прикладная система, - говорит он. -
Рациональная. Эффективная. С уникальными методиками, позволяющими в короткий срок выработать у человека нужные привычки и рефлексы – не "научить и показать", а именно выработать, на уровне мышечной памяти…"
Вот так, исчерпывающе просто, но, вместе с тем, интригующе. В свое время Антон уже давал мастер-класс в Израильском культурном центре - и произвел должное впечатление. А лучшим свидетельством интереса к крав-мага является ажиотаж, вызванный мастер-классом на Днях Израиля - доказательством чему - эти фото.
и еще о мастер-классе по крав-мага:
http://booknik.ru/news/report/?id=32655
Браво, Йосси!
Желанным гостем стал на Днях Израиля в Украине Йосси Тавор - уроженец Черновцов, выпускник Иерусалимской академии музыки и танца, ведущий обозреватель израильского радио по вопросам культуры, а в последние годы еще и дипломат.
Три его лекции были посвящены малоизвестной у нас, но столь важной стороне израильской жизни - кино, музыке, театру. В то время как ведущие СМИ в основном интересует глобальная политика и арабо-израильский конфликт, что естественно, но... порядком надоело.
Вряд ли кто-нибудь лучше и эмоциональнее, чем Йосси смог бы рассказать о "русских" корнях израильского театра, его королях и королевах, интригах и бесконечных творческих спорах. И, конечно, истории становления "Габимы" и Тель-Авивского Камерного, Хайфского городского и Иерусалимского театра "Хан".
Еще рельефнее в его исполнении прозвучал рассказ об израильской музыке - уникальном феномене для такой маленькой страны как еврейское государство. Уникальном, поскольку местные оркестры и исполнители давно получили всемирную известность, а абонементы в Израильскую оперу раскупаются задолго до начала сезона. А кто сегодня помнит, что Пласидо Доминго начинал свою блестящую карьеру ни где-нибудь, а в Тель-Авиве?
Израильское кино - вообще удивительное явление. Будучи практически неизвестным в мире до середины 1990-х, в последнее десятилетие оно сделало мощный рывок, собрав множество наград на крупнейших кинофестивалях. Упомянем лишь "Бофор", получивший главный приз на Берлинаре в 2007 году и
нашумевший полнометражный мультфильм "Вальс с Баширом", отмеченный "Золотым глобусом" в 2009-м. О частых в последние годы номинациях той или иной израильской ленты на "Оскар", мы уже не говорим.
Отдадим должное Йосси - с ролью презентера израильской культуры он, как всегда, справился блестяще. А это значит, что интерес к Израилю в Украине будет связан отныне не только и не столько с политическим перепетиями на Ближнем Востоке, а со служением Музам.
Майн тайе Рейзеле в картинках
Мотив лирической песни, которую когда-то так чудно спела Нехама Лифшиц, всё крутился у меня в голове, когда я, высунув язык от усердия, резала канцелярским ножом по бумаге. Это происходило на мастер-классе по рейзеле, еврейскому аналогу киригами, вытынанок и папель пикадо.
Программа Дней Израиля в Украине была устроена таким образом, что периоды активности чередовались с спокойным, даже медитативным времяпрепровождением. После мастер-класса по крав-мага был концерт винницкого вокального ансамбля «Симха» («Тум-балалайка» сорвала бурные овации), затем всех желающих учили израильским танцам, а после этого состоялись лекция и мастер-класс по рейзеле, которые вела директор киевского «Музея Шолом-Алейхема» Ирина Климова.
Искусство прорезной картинки распространено во многих странах, и инструменты мастеров всегда одни и те же — бумага и ножницы. Отличие рейзеле от подобных практик других народов состоит не только в национальной образности и символике, но и в гендерном разделении труда: если у других народов этим занимались в основном женщины, то у евреев картинки резали преимущественно мужчины.
Первым зарегистрированным случаем считается поэма «Война пера и ножниц» 1345 года, которую «написал» живший в Кастилии ребе Шем Тов бен Ицхак Ардутиэль, также известный как Сантоб де Каррион. Был холодный зимний вечер, и чернила просто замерзли. Ребе взял ножницы и вырезал на бумаге слова поэмы. Конечно, случай нетипичный: это был жест поэта, да и потом, когда рейзеле вошло в обиход, буквы все же не вырезали, а писали.
Широкое распространение рейзеле в Европе датируется XVIII-XIX веками: тогда благодаря новым технологиям производство бумаги стало серийным, и она подешевела. Но это не значит, что ее стали тратить на что попало — предназначение рейзеле было по преимущественно обрядовым. Это были мизрахи, которые вешали не только в домах, но и в синагогах; прорезными картинками украшали свитки Эстер на Пурим; делались ктубы, а еще — картинки с растительными узорами на Шавуот — шавуослех и рейзелех.
Вот от этих картинок в форме круглых розеток-розочек и происходит название рейзеле (в переводе с идиш — «розочка»).
Вырезанием рейзеле занимались ученики ешив,которые и таким образом размышляли над священными текстами. Поэтому неудивительно обилие религиозной символики в еврейских прорезных картинках: меноры, колонны Храма, руки в жесте благословения, орлы с кетертора (короны, венчающей свиток Торы) и других ритуальных предметов, львы и грифоны, эдемские растения. Вообще, в орнаменте рейзеле не было ничего лишнего — все эти аисты и олени, белочки и зайчики имеют свое особое значение. К примеру, заяц — харед — «трепещущий перед Всевышним», естественно. Сейчас эти символы уже не вполне понятны и самим евреям:
«Один мой знакомый ребе как-то возмущался: «Это ж надо только додуматься! Какие зайцы?! Какой гордый израильтянин может сравнить себя с зайцем?» — говорит Ирина Климова.
Делали рейзеле и женщины: те самые розочки, а также поздравительные открытки, обереги, защищающие матерей и младенцев от демона Лилит. К началу XX века умение резать очень ценилось свахами, которые предоставляли рейзеле как доказательство терпеливости, таланта и мастерства невесты.
В страшных перипетиях XX века искусство рейзеле было практически утеряно, но не полностью. К примеру, чудом сохранилась часть коллекции Семена Ан-ского, собранная им в этнографических экспедициях 1912-13 гг. по селам и городам Галиции, Подольской и Волынской губерний. В отделе фонда иудаики Института рукописей Национальной Библиотеки Украины имени В.И. Вернадского хранятся в том числе и рейзеле, еще в 1918 году вошедшие в «Альбом еврейской художественной старины» и изданные только в 1994 и 2001 гг.
Вооружившись этими знаниями и просветившись на предмет правил вырезания, участники мастер-класса принялись за работу — резали по шаблонам, любезно предоставленным Ириной Борисовной. Она призналась, что не ожидала такого ажиотажа, поэтому ножниц на всех не хватило и некоторым пришлось воспользоваться канцелярским ножом. В процессе к нам присоединялись новые люди — в частности, какая-то девочка сильно воодушевилась и все говорила: «И я так хочу!» Для нее Ирина Борисовна минуты за две вырезала прекрасного еврейского мальчика, и еще за одну — девочку. Вырезала и я картинку — довольно кривую хамсу. И вот думаю: не быть мне пока приличной невестой…
Галина Ковальчук, Booknik.ru